ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ НА ЭТАПАХ СОЗДАНИЯ САМОЛЕТА
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Залогом успешной реализации методов проектирования с позиций БП является подтверждение проектировщиком достоверности вероятностных расчетов и применяемых при этом моделей. Основными документами, организующими работу по созданию самолета с учетом БП, являются і[НЛГС] и Комплексная программа обеспечения надежности и безопасности полета на всех этапах создания и эксплуатации самолета |22, 26]. Такая
2.1. Укрупненная структурная схема работ по формированию комплексной программы безопасности полетов |
программа позволяет объединить усилия разработчика и заказчика для выполнения главной цели — получения требуемых характеристик безопасности полетов.
В рамках указанной программы предусмотрено взаимодействие разработчика и заказчика при решении следующих проблем: разработке требований и формировании программы инженерного обеспечения эксплуатации и ремонта в АТБ и АРЗ;
создании тренажеров для летного состава (ЛС) и инженерно-технического персонала (ИТП);
разработке методов формирования программ ТО и Р самолета;
разработке ЭТД;
проведении обучения и стажировок ЛС и ИТП.
Комплексная программа обеспечения надежности и безопасности полета (КПБП) на всех этапах создания и эксплуатации: самолета предусматривает также работы, связанные с серийным производством, в том числе по совершенствованию технологии производства, методов контроля, управлению качеством продукции, анализу неисправностей, выявляемых в производстве и эксплуатации, по оценке эффективности мероприятий.
Формирование КПБП (рис. 2.1) представляет собой длительный процесс, начинающийся разработкой ТЗ на самолет,, продолжающийся в течение всего жизненного цикла самолета и заканчивающийся при списании парка. При этом целесообразно выделить три основных фазы формирования КПБП. Пері — 44
вая фаза завершается составлением плана — проспекта КГТБГГ. Вторая фаза включает разработку рабочей документации на конструкцию самолета, его постройку и испытания, а также формирование содержания КПБП и комплекс доказательной документации к ней.
Третья фаза — это эксплуатация парка самолетов. КПБП, реализованная в конструкции самолета данного типа в виде его основных эксплуатационно-технических характеристик и свойств, должна найти подтверждение в реальных условиях эксплуатации. Должны быть подтверждены заданные показатели эффективности процесса технической эксплуатации.
Обратные связи в виде информации по результатам эксплуатации анализируются разработчиком и заказчиком для корректировки КПБП, доработок конструкции и совершенствования других целевых программ. В частности, к таким программам относятся программа обеспечения эксплуатационной технологичности (1, 22] и программа технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) самолета 1[22, 23].
Основные принципы разработки конструкции в соответствии с требованиями КПБП следующие:
обеспечение безопасного разрушения, что достигается резервированием элементов, агрегатов и ФС в целом, а также снижением расчетных напряжений в силовых элементах планера. Кроме того, безопасность при использовании этого принципа обеспечивается оптимизацией режимов контроля в объеме программы ТО и Р самолета;
обеспечение безотказного срока службы (ресурса) путем ограничений на наработку конструкции планера или заменой агрегатов после выработки ресурса, в пределах которого гарантируется безопасность полета;
использование неограниченного срока службы для элементов и систем, .не влияющих на безопасность полетов;
учет человеческих возможностей (эргономическая оценка), позволяющий уменьшить вероятность ошибки экипажем и ИТП, которые в потенциале могут привести к опасным последствиям. Этот принцип реализуется созданием АСУ самолетом, а также комплексом сигнализации и речевой информации о действиях при отказах. Для исключения ошибок ИТП съемные элементы и агрегаты выполнены с предохранением от возможности неправильного монтажа.
Информационной и методической базой для формирования КПБП являются следующие документы: НЛГС-3; ТЗ; рекомендации НИИ по нормам и методам расчета надежности; ОТТ по обеспечению эксплуатационной технологичности; требования., к программам ТО и Р самолета; планы-графики подтверждения ресурса изделий подрядчиков; положение об авторском надзоре в эксплуатации.
Структура КПБП определяется комплексом требований, из — •ложенных в указанных документах. Содержание КПБП устанавливает руководящие принципы создания самолета, количественные и качественные критерии оценки, ответственность подразделений разработчика и заказчика, а также объем и распределение работ между ними.
Подтверждение и доказательство количественных показателей безопасности полетов и надежности проводятся всеми подразделениями разработчика самолета и должны быть продемонстрированы в аванпроекте, эскизном проекте, при передаче самолета заказчику на летные и эксплуатационные испытания, а также и в процессе эксплуатации.